Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики

Техника – под присмотром

Сегодня наше интервью – с начальником Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники – главным государственным инженером-инспектором Чувашской Республики Сергеем ВЯЗОВСКИМ.
– Сергей Юрьевич, какие основные задачи стоят перед органами Гостехнадзора? 
– Основная задача – осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в АПК – за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования.
Мы регистрируем технику, которая имеет свыше 50 кубов по объему двигателя – это трактора, комбайны, вездеходы, кормоуборочная техника, строительные катки, гусеничные экскаваторы, квадрациклы, снегоходы. В органах Гостехнадзора Чувашии на сегодня зарегистрировано 24069 единиц техники, что на 449 больше, чем в 2016 году.
К сведению, в штате инспекции – всего 25 человек. При этом мы обеспечиваем безопасность поднадзорной техники круглый год.
– Как известно, вы проводите несколько масштабных мероприятий.
– Перед весенне-полевыми работами, в апреле–мае, мы проводим профилактическое мероприятие «Частник», совместно с МВД по Чувашии. Выезжаем в рейды по районам, выявляем незарегистрированную технику или без техосмотра, управление техникой без удостоверения тракториста-машиниста. Бывает, что срок действия удостоверения завершился или, к примеру, есть категория на колесный трактор, а работает на гусеничном, или же нет категории F – на комбайны, а он управляет.
Отмечу, наши инспектора заранее в районных газетах размещают график проведения технического осмотра. Во время техосмотра мы проверяем и удостоверения тракториста-машиниста. Если у них заканчивается срок, они оплачивают госпошлину, и мы выдаем новые права. А если нет категории, к которой относится используемая ими техника, то мы направляем на учебу в учебно-курсовые комбинаты. Они там переобучаются, потом сдают экзамен по теории и практике. На основании этого выдаем удостоверения.
С 1 по 31 августа на территории республики проводится ежегодное профилактическое мероприятие «Трактор», совместно с МВД по Чувашии и ГИБДД. А в феврале проводим операцию «Снегоход».
– Расскажите, пожалуйста, более подробно об операции «Трактор».
– В августе с.г. было организовано и проведено 38 совместных выездов в районы республики. Мы разделили инспекторов по рабочим группам. К примеру, три района – Аликовский, Моргаушский, Ядринский – составляли одну группу, которая выезжала, допустим, в южные районы, чтобы не было предвзятого отношения к проверяемым.
Видим, что трактор выезжает с поля, останавливаем и проверяем техническое состояние, наличие документов, регистрационного знака, талона техосмотра, аптечки, огнетушителя, аварийного знака, страхового полиса.
– Как строится работа с частными лицами?
– Частники, как и все категории собственников, подлежат проверкам. В основном мы как раз делали упор на частных владельцев, потому что основная масса техники принадлежит им. Так, сегодня на территории республики из зарегистрированной нами поднадзорной техники в АПК работают 22% (5337 ед.), в промышленных и прочих предприятиях – 20% (4694 ед.) и самое большое количество – 58% (14038 ед.) за физическими лицами. 
Нужно отметить, что не все частники регистрируют технику и проходят тех­осмотр. Все наши мероприятия направлены на выявление этих фактов. Если техника должным образом не прошла тех­осмотр, это говорит о том, что обеспечение безопасности – под угрозой. Наличие талона техосмотра означает, что техника исправна. Но бывает, что даже при наличии талона нет, к примеру, огнетушителя или аптечки. За это нарушение мы тоже наказываем. Бывает, что тракторист сел за руль и поехал, а документы забыл.
Также визуально осматриваем технику. Более того, у нас есть специальные приборы по выявлению неисправностей. Возможно, что уже после прохождения техосмотра, в процессе эксплуатации, техника стала неисправной.
Вот недавний пример. 15 сентября в Вурнарском районе произошло возгорание комбайна «Дон-1500Б». Комбайнер уже завершал уборку ячменя, почувствовал запах гари, вышел, а у него с правой стороны уже полыхало пламя. Был использован огнетушитель, вызвали пожарных, но комбайн сохранить не смогли. Он выгорел и эксплуатации не подлежит. Была создана комиссия, куда вошли и наши инспектора. Выявили причину возгорания – неисправность натяжного механизма привода жатки. Причем комбайн до эксплуатации прошел техосмотр, но механизатор вовремя не поменял подшипник.
– Каковы итоги мероприятия «Трактор»? Много нарушений?
– Количество нарушений, конечно, меньше не становится, так как количество спецтехники из года в год увеличивается. К примеру, во время месячника в этом году было проверено 1753 единицы поднадзорной техники. При этом выявлен ряд случаев использования их с неисправностями, не обеспечивающими требования безопасности дорожного движения (79 ед.), техники безопасности (57 ед.) и охраны окружающей среды (2 ед.).
Из проверенной техники 142 единицы не прошли техосмотр, по сравнению с прошлым годом эта цифра несколько больше. У 315 лиц при себе не оказалось обязательных документов. Без удостоверений тракториста-машиниста соответствующей категории управляли техникой 95 лиц.
Незарегистрированной в установленном порядке оказалась 131 единица транспорта. То есть некоторые граждане думают, мол, если два-три раза в год выезжают в поле, зачем ставить на учет? И не платят ни транспортный налог, ни пошлину, ни страховку. Но ведь они ездят по сельским дорогам, разбивают их, причем часто возмущаются, что правительство не ремонтирует дороги. И мы объясняем, что надо начинать с самого себя.
Достаточно большое количество выявленных нарушений свидетельствует о том, что ответственные лица в хозяйствах и на предприятиях не проводят на должном уровне предрейсовый контроль и проверку наличия у механизаторов всех необходимых документов.
– Какие меры приняты к нарушителям?
– У нас нет полномочий ни эвакуировать технику, ни лишать прав. В нашем распоряжении – только внушения, замечания и административное наказание в виде штрафов. В зависимости от нарушений – от 300 до 1500 рублей. Во время мероприятия «Трактор» за нарушение правил эксплуатации привлечены к адмответственности 45 должностных лиц и 555 лиц, управлявших самоходной техникой.
Отмечу, в прошлом году по итогам мероприятия «Трактор» в республиканский бюджет поступило 111 тыс. рублей. В этом году наложено 600 штрафов на общую сумму 412,1 тыс. рублей. По мероприятию «Частник» в 2016 году сумма адмвзысканий составила 85,7 тыс. рублей, а в этом году – 132,2 тыс. рублей. 
Несмотря на то, что инспектора стали выявлять больше нарушителей, многие начали понимать, что лучше пройти регистрацию и работать честно. Показатели прохождения регистрации и техосмотра увеличились – в сравнении с прошлым годом на 2%, а количество ДТП с участием поднадзорной нам техники снизилось. В этом году было лишь два ДТП с участием тракторов, причем не по вине механизаторов. К слову, после мероприятия «Частник» 50% тех, кого останавливали и выявили нарушения, уже пришли и зарегистрировали технику. Думаю, это неплохой показатель.


Мастер-класс для грибников
– Заядлым грибником себя не считаю, но «тихая охота» мне по душе. Как только слышим от знакомых, что появились грибы, или видим их на рынке, тут же с семьей, если есть время, выезжаем на природу. Обычно это бывает в воскресенье – едем с супругой и сыном, ради прогулки на свежем воздухе. Часто ездим в Заволжье, в сторону озера Астраханки – это чувашские леса. Как-то раз набрели там на грибное место, и теперь в это же время стараемся навестить его. Любим собирать боровички, белые грибы и лисички. Вот недавно тоже сходили, собрали, получили удовольствие.

Источник: Газета "Республика" Государственного Совета Чувашской Республики



05 октября 2017
13:41
Поделиться