Горюче-смазочные материалы для АПК
Доля некондиционных проб ГСМ, используемых в сельском хозяйстве, в прошлом году составила 23,4% от общего объема проб, взятых машинно-испытательными станциями. В 2016-м некондиционными были 21,1% проб, тогда как в 2012 году — только 11%. Такие данные привел директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Петр Чекмарев на Всероссийском совещании агроинженерных служб, которое состоялось в ходе XXIII Международной специализированной торгово-промышленной выставки «MVC:Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2018».
В том числе в прошлом году в 33,8% случаев некондиционным оказалось проверяемое дизельное топливо, в 16,7% — моторные масла. «Мы всем регионам рекомендовали организовать лаборатории и проверять топливо. Какой бы золотой двигатель ни стоял, вы этой соляркой, непонятно чем разбавленной, его испортите, — подчеркнул чиновник. — Сельхозпроизводителей обманывают, как могут: цены на ГСМ высокие, везут дешевое топливо, но оно не соответствует ГОСТам. Из года в год на сельское хозяйство гонят все, что не нужно». По его словам, сельхозпроизводители не могут самостоятельно бороться с недобросовестными поставщиками, контролировать качество ГСМ в регионах должны агроинженерные службы, однако они есть не везде. «Все должны подключиться — и Гостехнадзор, и руководство АПК регионов, и, если есть такие случаи, сразу сообщать в Минсельхоз», — акцентировал Чекмарев.
По расчетам агроведомства, в этом году на проведение весенних полевых работ потребуется 370,6 млрд руб., в том числе 86,2 млрд руб. — на ГСМ. Годом ранее расходы на них оценивались в 76,3 млрд руб. При этом потребность в топливе будет примерно на уровне прошлого года — 4,61 млн т солярки и 807,4 тыс. т бензина против 4,68 млн т и 850,4 тыс. т в 2016-м. Зато по сравнению с 2010 годом расход заметно сократился, несмотря на расширение посевной площади, — тогда аграриям требовалось более 5,1 млн т дизельного топлива и 1,4 млн т бензина. Чекмарев связывает это в том числе с тем, что все больше хозяйств переходят на ресурсосберегающие технологии.
Тем не менее, затраты на ГСМ растут из-за повышения цен. «Остановить рост стоимости дизтоплива пока никто не в силах», — признал чиновник. По данным агроведомства, средние мелкооптовые цены на зимнюю солярку к концу января сложились на уровне почти 50 тыс. руб./т, увеличившись на 12,8% к аналогичному периоду 2017 года, летнее дизельное топливо стоило на 15,9% больше — 44,5 тыс. руб./т, бензин Аи-92 подорожал на 4,1% до 46 тыс. руб./т.
Чем дороже ГСМ, тем больше акцизов поступает в бюджет, доходы которого распределяются по отраслям, в том числе и на АПК, напомнил в ходе совещания агроинженерных служб первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. «Есть два варианта: или мы добиваемся неких средних цен, но не получаем дополнительную господдержку, или все же живем по условиям рынка, без ограничения колебаний цен, которые есть, но идет компенсация через меры господдержки», — рассказал он. Минсельхоз рассчитывает, что в ходе весенней корректировки федерального бюджета заявка ведомства на дополнительное финансирование отрасли будет удовлетворена. «Эти суммы откуда-то должны взяться в виде доходов», — отметил Хатуов.
Что касается перспектив перехода на газомоторное топливо, то, по словам Чекмарева, такая работа идет, но медленно, поскольку не везде есть газозаправочные станции, нет подходящей техники. По данным агроведомства, сейчас в сельхозорганизациях страны используется всего 1,6 тыс. единиц техники, работающей на газомоторном топливе, в том числе лишь 12 тракторов. «Но жизнь не стоит на месте, эта работа может продвинуться, так что нужно изучить эту систему и взять на вооружение, чтобы сэкономить», — сказал Чекмарев.